27 марта 2015 г.

Сутра 1.25. Ишвара и Мировое дерево. Метафизика Платона

Строка 1.25 Йога сутры сравнивает Ишвару с семенем, в котором содержится все знание (сарва-джнана-биджа):

तत्र निरतिशयं सार्वज्ञबीजम् ॥ २५॥
25. tatra niratiśayaṃ sārva-jña-bījam 
25. Там (в Ишваре) наивысшее семя всех знаний

Это удивительным образом перекликается с поразительной строчкой Катха упанишады:

23 марта 2015 г.

Эстетско-лингвистическая заметка о йоге и самадхи

Не устаю поражаться тому, насколько глубоко, буквально на архетипическом уровне переплетаются между собой разные аспекты древнеиндийской мысли – йога, философия, грамматика, медицина. Приведу последний удививший меня факт.
Как я уже писал в одной из предыдущих статей (Основы санскритской грамматики), почти все (кроме заимствованных) слова в санскрите образованы от так называемых  глагольных корней, полный перечень которых и их классификация приведены в составленном более двух тысяч лет назад справочнике «Дхатупатха».